Быт - Модель железной дороги (часть 2)

Записка от 05.03.2017

Начало в заметке "Быт - Модель железной дороги (часть 1)".

С чего начать

Рекламный плакат из журнала Железная дорога в миниатюре
Рекламный плакат из журнала "Железная дорога в миниатюре"

Первое, с чего следует начать железнодорожное моделирование - это определиться с доступным бюджетом. Чтобы построить самый простой макет железной дороги потребуется минимум 50 000 рублей в ценах 2016 года.

Далее необходимо понять, макет какой эпохи хочется построить. Существует несколько эпох, которые не рекомендуется смешивать при покупке подвижного состава и строений, чтобы не нарушать эстетику проекта:

  • I эпоха - с 1835 по 1920 год - первые паровозы;
  • II эпоха - с 1920 по 1945 год - паровозы;
  • III эпоха - с 1945 по 1970 год - паровозы и первые тепловозы;
  • IV эпоха - с 1970 по 1985 год - тепловозы и первые электровозы;
  • V эпоха - с 1985 года по 2005 год - тепловозы и электровозы;
  • VI эпоха - с 2006 года по настоящее время - скоростные тепловозы и электровозы.

Так же необходимо определиться со страной, которую будет представлять макет. На российском рынке хорошо представлены подвижной состав и постройки для Германии, Австрии, США и России (перечислены в порядке уменьшения доступности).

Следующим пунктом в выборе можно поставить сложность макета, который хочется построить. Здесь можно перечислить следующие основные параметры любительского макета (под любительским я подразумеваю домашний макет для игры с ребенком и для показа гостям):

  • Масштаб макета может быть G - 1:22,5, 00 - 1:76,2, H0 - 1:87, TT - 1:120, N - 1:160, Z - 1:220. Я выбрал масштаб 1:87, поэтому далее я буду рассматривать только HO.
  • Размер макета или доступное пространство в доме (минимальное пространство должно быть 100 см х 130 см). Мой макет будет размером 100 см х 250 см.
  • Количество уровней в макете. Минимальное расстояние между уровнями должно быть 15 см: 9 см на локомотив, 1 см на путь и насыпь, 5 см на толщину подмакетника (стол-основу для макета) и подмакетные механизмы. Я буду делать 2 уровня: верхний - игровой, нижний - служебный (для разворотной петли).
  • Схема макета: количество станций, количество путей, схемы разъездов, количество составов. В моем макете будет две пассажирских станции (большой вокзал с тупиком и остановочная платформа на основном пути) и одна грузовая станция с 3 тупиками. Главный путь будет одноколейным, а двигаться будут 2 состава: пассажирский и грузовой.
  • Ландшафт макета (горы, холмы, равнины, овраги, ущелья). Мой макет будет иметь только горы, в которых будут прорублены тоннели.
  • Производитель путевого материала и подвижного состава может быть один, а может сочетаться из разных, так как большинство элементов стандартизировано. В России хорошо представлены следующие производители: Piko, Roco, Bachmann, Mehano. Для себя я выбрал Piko.
  • Система управления макетом может быть аналоговой и цифровой, а может быть комбинированной (цифровой для подвижного состава и аналоговой для периферии). Я выбрал комбинированный тип.
Примечание. Более подробную информацию о макетах можно подчерпнуть в книге "Модели железных дорог" - Барковсков Б.В. (1989), а так же на форумах моделистов, например тут.
Пример макета железной дороги
Пример макета железной дороги

Когда все основные моменты выяснены, можно переходить к составлению плана путей и чертежу подмакетника.

Продолжение в заметке "Быт - Модель железной дороги (часть 3)".

Вверх